0:00 / 0:00
Ранее счетный комитет не раз упрекал кабмин в неэффективных тратах бюджета. Например то, что кабмин берет деньги из нацфонда и набирает внешние займы. В итоге растут долги. А нацфонд таит. Причем деньги уходят на покрытие дефицита бюджета. То есть тратятся неэффективно.
Самой большой проблемой с Нацфондом было кредитование национальных холдингов Казахстана напрямую из Нацфонда по практически нулевой процентной ставке. Нацфонд ранее покупал облигации «Самрук-Казына», «Байтерек», и «Казагро». Высока вероятность, что именно из-за кредитования нацхолдингов по очень низким процентным ставкам власти не хотят публиковать аудированную отчетность Нацфонда. В результате неэффективных трат, как констатировал счетный комитет, деньги без дела лежали на депозитах. Так Национальный фонд Казахстана понес рекордные убытки по итогам 2022 года – сразу минус 1,4 триллиона тенге.
Стоимость кредита в Казахстане складывается из базовой ставки, плюс прибыль банка, плюс риски, зависящие от заемщика. Таким образом, рост базовой ставки означает рост процентов по кредитам. Но нацбанк тут же заявил, что не будет снижать базовую ставку. Мол высокая ставка необходима для борьбы с инфляцией. Ранее мажилисмен перуашев заявлял, что из-за субъектов квазигоссектора бюджет недополучает дивиденды, но при этом сохраняется практика подпитки субъектов квазигоссектора финансовыми инъекциями из бюджета и нацфонда. За последние десять лет квазигоссектору было выделено свыше 34-х миллиардов долларов. Видимо поэтому у многих нацкомпаний нет никакого интереса, чтобы модернизировать то или иное предприятие, потому что они постоянно получают помощь из бюджета.