0:00 / 0:00
В США и Европе именно МСБ является локомотивом экономики, делая определяющий вклад в ВВП в размере 70%. У нас чуть больше 30. Как полагают экономисты, МСБ может производить не только продукты, но и непродовольственные товары ежедневного спроса. Производство внутри республики позволит заместить импорт, а значит, выровнять платежный баланс, сократить импорт инфляции и усилить экономику. В своих посланиях Президент Токаев неоднократно требовал от правительства принять конкретные меры по поддержке среднего бизнеса. но ничего не меняется. В связи с высокой стоимостью, кредит малому и среднему бизнесу недоступен. А нацбанк не снижает базовую ставку. Поэтому бизнесу не хватает длинных и дешевых денег.
Сегодня Казахстан относится к странам с самой монополизированной экономикой. Все ниши заняты. Причем бизнес в стране смешан с государством. Из - за квазигоссектора малый бизнес не может развернуться. Государство так прочно стало ассоциироваться с бизнесом, что в официальный оборот вошли «социально-предпринимательские корпорации (СПК)». Но министр экономики полагает что без государства не обойтись.
По причине бюрократии и волокиты чиновников помощь бизнесу оказывается формально. МСБ не может открыть рабочие места для местного населения. Даже субсидии на АПК достаются крупным корпорациям, а не мелким фермерам. Кроме того по словам предпринимателей мешает вести бизнес коррупция. Из-за него даже повышается стоимость товаров для конечных потребителей.
Однако, главная проблема – это падение платежеспособности покупателей. Давно известно, что в Казахстане есть «работающая бедность», то есть наличие постоянной работы не избавляет человека от жизни в нужде. Людей с кредитами в Казахстане однозначно больше, чем со сбережениями.