0:00 / 0:00
Министр национальной экономики Алибек Куантыров рассказал, как правительство планирует снижать зависимость от трансфертов из Нацфонда. По его словам будет расширена налогооблагаемая база. То есть вся надежда на бизнес. Кроме того, чиновник снова прокомментировал налог на роскошь. По его словам, налог на роскошь не коснется объема двигателя автомобиля.
Сейчас в Нацфонде 55-56 миллиардов долларов. Средства Нацфонда тают, но правительство хочет брать из него ещё. казахстан создавал нацфонд по подобию норвегии. Но богатство для будущих поколений две страны используют по разному. Общая стоимость активов норвежского фонда составляет более трлн долларов. Ему принадлежат 1,5% всех акций в мире, он владеет долями в более чем 9 тыс. компаний. Самую значительную долю в портфеле занимают бумаги Apple, Microsoft, Google, Nestle и Amazon. Благодаря этому каждый год капитал фонда растет на 25 процентов. У нас гораздо меньшая доходность. Если разделить сумму фонда у них на каждого жителя приходиться 200 тысяч долларов. У нас 3 тысячи. У них бесплатная медицина и образование. У нас нет.
Президент ранее предлагал, прогрессивную шкалу подоходного налога, когда больше получаешь, больше платишь. У нас все одинаково платят 10 процентов. Более справедливой в мире считается именно прогрессивная шкала. Но, начать мы должны со всеобщего декларирования доходов, говорят экономисты. Так если у человека по декларации доход условно один миллион тенге в год и очень дорогой внедорожник, то это причина задавать ему вопросы. Во многих странах СНГ налоги на роскошь называют транспортным налогом, так как изначально они распространялись только на дорогое авто. В Казахстане сценарий такой же: налогов на роскошь пока нет, но существуют налоги на транспорт. Налог на роскошь не коснется объема двигателя автомобиля.
Помимо налогов на транспорт, собираются ввести налоги на остальные предметы роскоши. Квартиры площадью более 300 квадратных метров, а также огромные жилые дома планируется обложить налогами на роскошь. Но эксперты советуют правительству убедиться, что после введения такой налоговой системы, не последует отток капитала за границу, а инвестиционный климат страны не пострадает. Эксперты полагают, что стоимость вывоза капитала должна быть выше, чем налог на роскошь, тогда оттока капитала не произойдет.