0:00 / 0:00
Объем финансирования науки в Казахстане составляет не более 0,13% от ВВП. Об этом на заседании кабмина рассказал министр Аймаганбетов. Ученые, как правило, сами не могут довести свою идею до конечного продукта. Они не инженеры и не специалисты. Если реально посмотреть на ситуацию, отрасли не предъявляют спрос на инновационную продукцию, а механизмы коммерциализации отечественных технологий пока несовершенны, полагают ученые.
Реальных инноваций, меняющих облик промышленности, производства, сегодня не так много, как хотелось бы. Суровые будни отечественных новаторов, больше напоминает работу сапёра. Первоначально идея, будучи самой инновационной или даже революционной для сектора, не стоит ничего. Изобретателю следует не просто создать концептуальный прототип, но и разработать рабочий дизайн. Затем стартап продолжительное время в этом виде кочует от встречи к встрече с вероятными инвесторами. Кроме того, среднестатистический казахстанский изобретатель далеко не менеджер, умеющий продвигать инновационный продукт, продавать его инвесторам. А ещё он не управленец, который способен собрать эффективную команду и не прогореть хотя бы по итогам первого года своей работы. В большинстве стран с развитой экономикой доля внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме ВВП составляет около 3%. Нам до таких показателей далеко.
Показатели инновационной деятельности и коммерциализации технологий в Казахстане – одни из самых низких. В сравнении с развитыми странами мира существует большой разрыв между получением результатов и их коммерциализацией. Коренная проблема отечественной науки – низкая востребованность продукта на уровне внедрения технологий. Многие проекты в Казахстане реализуются, но они зачастую заканчиваются на уровне некоего опытного образца. Научные конкурсы, по словам экспертов тоже несовершенны.
Местных научных разработок, внедренных в производство – единицы, при этом идет борьба за финансирование исследований, которые в конечном итоге завершаются подготовкой «бумажных» отчетов. При этом зависимость науки от республиканского бюджета в последние годы даже усилилась.