0:00 / 0:00
Самый важный компонент казахстанско-таджикистанских отношений назвал Эмомали Рахмон. В основном, Казахстан поставляет Таджикистану пшеницу, минеральные продукты, машинотехническое оборудование. В свою очередь из Таджикистана в Казахстан экспортируется в основном сырье, фрукты, орехи, овощи. Большая часть совместных инвестиционных проектов реализуются на территории Таджикистана; при этом, как правило, казахстанская сторона берет на себя основную часть долевого финансирования.
Однозначно, это в первую очередь выгодно Казахстану, то есть для Казахстана Таджикистан большой рынок сбыта. Дело в том, что Казахстан является одним из стратегических партнеров, который по взаимному товарообороту имеет 2-е место. В приоритете – пшеница. Помимо сельскохозяйственной продукции, Таджикистан закупает автобусы и автомобили казахстанской сборки. продукция нашего автопрома пополняет таксопарки Душанбе. Казахстан ко всему прочему – крупнейший поставщик вагонов и локомотивов в Таджикистан. Оттуда в свою очередь везут горнорудную продукцию, концентраты и, конечно, свежие фрукты и овощи. В ближайшее время прибудет крупная партия лука.
Обе стороны не раз заявляли, что потенциал для сотрудничества в области инвестиционных проектов намного выше и многие возможности остаются не задействованными. В качестве одной из причин в казахстанских бизнес-кругах и экспертном сообществе часто называют неблагоприятный инвестиционный климат в Таджикистане. В частности, в этой связи говорится об отсутствии независимого арбитражного суда, высоких налоговых ставках, а также нестабильности механизма налогообложения. С другой стороны, другим препятствием является и тот факт, что Таджикистан, в отличие от Казахстана, не входит в Евразийский экономический союз. Соответственно, в отношении его также действуют ограничения по внешней торговле, принятые для членов этой организации.
Единственный серьезный вопрос, по которому позиции Астаны и Душанбе традиционно не совпадали, является проблема распределения водных ресурсов региона. Здесь Казахстан по большей части был солидарен с Узбекистаном и Туркменистаном, которые традиционно выступали против планов таджикского и кыргызского правительств по построению каскада крупных ГЭС или по взиманию платы за свои водные ресурсы. Бш аи столичное бюро тдк 42 при поддержке трк президента.