0:00 / 0:00
Один из важных вопросов звучал так: После Вашего вступления на пост Президента в 2019 году в стране заговорили, что у нас сложилась система двоевластия. Кто-то сравнивал нашу политическую модель с иранской, кто-то - с сингапурской. И действительно, складывалось впечатление, будто в стране два центра власти, спросил журналист. И как ответил президент токаев, попытки навязать модель двоевластия действительно были. В нашей стране действовали Президент и Верховный главнокомандующий, а также председатель Совета безопасности в лице экс-президента. Это, в конечном итоге, не могло не привести к властной коллизии, признался президент.
Заговорщики пытались использовать в своих интересах изобретенную модель двоевластия или "тандема". Помните, наверное, заявления ряда должностных лиц, в том числе бывшего министра юстиции, что по своему статусу Елбасы стоит выше Президента. Некоторые чиновники бегали поочередно по кабинетам. Они играли на этом и в конце концов заигрались. Позже я прямо сказал Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, что политические игрища, прежде всего, его ближайших соратников чуть было не разорвали страну. Считаю, что вообще не должно быть "старшего и младшего президентов". "Уходя — уходи".
После Қаңтара высказывались опасения, что власть, дескать, "закрутит гайки", начнет консервацию режима. Однако мы поступили наоборот, пойдя по более сложному, но правильному пути, полагает президент. другой вопрос звучал так: В соцсетях "ходит" новость, будто Вы планируете провести референдум по Конституции и в 2026 году намерены вновь принять участие в президентских выборах. Что же ответил президент?
Это дезинформация. Положение об однократном президентском сроке в Конституции неизменно. Эта норма является такой же незыблемой, как и нормы о независимости, унитарности, территориальной целостности и форме правления нашего государства.
Добавим, что срок президентства токаева заканчивается в ноябре 2029 года. Далее главу государства спросили: Какими принципами Вы руководствуетесь в кадровой политике, как выстраиваете отношения с подчиненными?
Знаю, некоторые недобросовестные "эксперты" упорно продвигают тезис, мол, Президент Токаев законсервировал систему, ничего нового и хорошего не произошло, старые кадры остались на местах. Это большое лукавство, имеющее конечной целью дестабилизацию и подрыв государственности. Поспешность может привести к непоправимым последствиям. Мне не столько важна личная преданность подчиненных, сколько их приверженность идее построения Справедливого Казахстана.
И пожалуй главный вопрос касался экономики. В Послании 2023 года Вы провозгласили новый экономический курс Справедливого Казахстана и поставили цель - удвоить объем национальной экономики к 2029 году, доведя его до 450 миллиардов долларов. Но, по прогнозам Международного валютного фонда и Всемирного банка, в 2023–2024 годах рост экономики в Казахстане составит не более 3-4%. Насколько реалистично при такой динамике достичь поставленной цели?, спросил журналист. Я вижу два основных направления, ответил президент. Первое - это решение ряда точечных задач, способных стимулировать страновое развитие. К ним относится реализация крупных промышленных проектов. Второе направление включает в себя меры по реализации системных реформ, которые закрепят новые "правила игры" для всей экономики, полагает глава государства.