0:00 / 0:00
Однако Генпрокуратура заявила, что не может обнародовать имена всех людей, владевших этими активами, а также данные о конкретных счетах, предприятиях или земельных участках, которые были переданы государству, пока идут досудебные расследования. Пока названы лишь имена членов семьи бывшего президента Нурсултана Назарбаева, чьи активы вернуло государство: кайрат сатыбалды, кайрат боранбаев. Если в настоящее время замороженные активы могут быть возвращены только после судебного разбирательства, то новый закон позволит начать этот процесс еще до суда. Если ответчик не сможет доказать, что он приобрел свои активы законным путем, то имущество будет изъято».
По данным центра по исследованию коррупции (OCCRP), экс-президент Казахстана через четыре фонда контролирует активы стоимостью не менее восьми миллиардов долларов. «Назарбаев Фонд» появился в 2009, его связывали с образовательными учреждениями - Назарбаев интеллектуальными школами и Назарбаев Университетом. Фонд также приобрел «Цеснабанк», а также платформу для онлайн-торговли, склады, торговые центры и даже макаронную фабрику, отмечается в расследовании. Кроме того, «Назарбаев Фонд» тайно приобрел 24 процента акций крупного казахстанского мобильного оператора KCell, говорят журналисты. И это еще не все. «Фонд Нурсултана Назарбаева» купил лайнер Airbus стоимостью более 100 миллионов долларов. В расследовании говорится, что воздушным судном пользуется Назарбаев. Среди других активов фонда, по информации расследователей, - еще один отель, гольф-клуб, театр балета и несколько СМИ.
Сосредоточение богатства, власти и прочих благ в руках узкого круга людей объявлено ключевой проблемой для будущего Казахстана. в странах ОЭСР, на которые равняется Казахстан, вообще не существует понятия естественных монополий. Монополии вредны рыночной экономике. Они мешают свободной конкуренции. Монополия получает возможность получать более льготные кредиты, занижать цены поставщикам и завышать покупателям. Более того, они имеют возможность влиять на законодательные и, даже, судебные решения, используя парламентское лобби и нанимая искушенных в ведении дел адвокатов.