0:00 / 0:00
«Мы придем к решению АЭС». Такое заявление сделал министр энергетики Мирзагалиев отвечая на вопросы журналистов. По его словам, у страны просто нет иных вариантов. К слову, идея о строительстве новой атомной электростанции будоражит умы энергетиков, чиновников, экологов и активистов Казахстана уже более 20 лет.
Эксперты и простые граждане дают разные оценки идее строительства атомной станции. С одной стороны, говорят о вреде для экологической ситуации, угрозах безопасности и отсутствии дефицита электроэнергии в Казахстане. С другой - о гораздо меньшем количестве вредных выбросов, огромных запасах урана, относительной дешевизне атомной энергии. Казахстан уже имеет недолгий опыт эксплуатации атомной электростанции. С 1972 по 1999 близ Актау работал реактор. Станция давала тепло и свет, опресняла воду, и даже могла вырабатывать оружейный плутоний. Скорее всего, из-за этой способности реактор и был остановлен, хотя мог бы ещё работать лет 15-20. Теперь чиновники вновь заговорили об АЭС.
МАГЗУМ МИРЗАГАЛИЕВ МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК Нет альтернативы. Угольные станции сейчас не строят. Мировая тенденция. Гидроэнергия не постоянная. Газ у нас попутный. Поэтому мы придем к решению АЭС.
Мы страна, доминирующая на урановом рынке. Мы обязаны создать компанию, чтобы не торговать сырьём, не зависеть от конъюнктуры цен, а заниматься производством продукции конечных переделов, говорили чиновники. Даже звучала такая фраза: кризис страшнее Фукусимы. Однако вопрос упирался в выборе партнера. Несколько лет Казахстан колебался в выборе партнёра - то договариваясь с Россией, то заключая меморандум с Японией. По сообщениям российских СМИ, японский проект оценивался в $3,7 млрд, российский - в $5 млрд. и похоже до сих пор чиновники не сделали выбор.
МАГЗУМ МИРЗАГАЛИЕВ МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК Строительство АЭС есть только у шести стран. У них есть технологии. США, франция, россия, китай, южная корея и япония. Мы изучаем мировой опыт.
Как полагают политологи, для России строительство АЭС - это не только экономический, но и политический вопрос. Так государство, которое проталкивает свой атомный реактор другому государству, рассчитывает привязать своего партнёра на долгие годы разными обязательствами, готовя специалистов только в России, закупая технику только российскую и многолетнее сервисное обслуживание только при участии России.