0:00 / 0:00
Министр индустрии инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев в кулуарах кабмина высказался о планах до 2025 года сделать платными порядка 12 трасс. Ускенбаев сообщил, что содержание дорог, строительство и реконструкция - очень капиталоемкое занятие и его невозможно проводить в постоянном режиме за счет госбюджета.
За удовольствие ездить по современным, безопасным магистралям с высокой скоростью придется платить. Противники платных дорог говорят о том, что такие трассы не только нарушают конституционное право граждан на свободу передвижения, но и фактически заставляют платить дважды: первый раз - транспортный налог, второй — в кассу платного участка. Ранее против запуска новых платных участков дорог выступили казахстанские дальнобойщики. Водители потребовали сначала привести трассы в порядок, обустроить инфраструктуру, а лишь потом начинать собирать деньги за проезд. Но власти только увеличивают количество платных дорог.
КАИРБЕК УСКЕНБАЕВ МИНИСТР ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РК Содержание дорог, строительство и реконструкция - очень капиталоемкое занятие. Невозможно проводить в постоянном режиме огромное количество денег, которые могли бы выделить на другие социальные проекты. То, что мы построили, мы должны содержать в хорошем состоянии. Поэтому вводится платность этих дорог, чтобы они содержались в надлежащем состоянии. Деньги будут направлены именно на это. Никто не будет требовать деньги по дорогам, не соответствующим стандартам.
По словам чиновников, кроме главного минуса платности эти дороги имеют много плюсов. Это - меньшая вероятность пробок; выше разрешенная скорость движения (до 140 км/ч), отсутствие населенных пунктов на трассе; большая безопасность движения; и главное власти обещают, что тариф пока меняться не будет.
КАИРБЕК УСКЕНБАЕВ МИНИСТР ИНДУСТРИИ И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РК Самое интересное, что водители грузового транспорта по этим дорогам ездят. Несколько лет назад поднимался вопрос увеличения, но качество дорог не соответствовало требованиям. Вопрос был снят. Та цена, которая была образована, на сегодня существует, о повышении ее речь не идет.
Платные дороги во всем мире составляют не более 3% от общей протяженности всех дорог. А еще в ряде стран государство после постройки дороги берет на себя плату за проезд по новым трассам в течение ряда лет, потом, окупив расходы на строительство, переводит дорогу в разряд бесплатной. Поэтому, естественно, налогоплательщики в Европе, США и Китае спокойно и без возмущения пользуются платными дорогами. У нас, по словам автолюбителей, платные трассы скорее являются средством зарабатывания денег без учета интересов водителей. Про транспортный налог, мы уже упомянули, напомним еще и про акциз с каждого литра топлива.