0:00 / 0:00
Министра индустрии Атамкулова отчитали в Мажилисе. Это произошло в ходе обсуждения проекта закона "О ратификации Соглашения операций с драгметаллами в рамках Евразийского союза. Дело в том, что сейчас так называемые черные старатели отделываются штрафами. Депутат Рау предлагал ввести уголовную ответственность за незаконный оборот драгметаллов.
"Черных старателей" ничто не останавливает. А все потому, что когда-то из Уголовного кодекса исключили статью "Незаконный оборот драгметаллов". Как признался министр атамкулов, этот вопрос на повестке дня уже порядка шести лет. Мы предлагали ужесточить закон несколько раз, но Генпрокуратура в рамках гуманизации Уголовного кодекса нас не поддержала, пояснил чиновник. Спикер Нигматулин акцентировал внимание, что в России и Беларуси за подобные правонарушения могут посадить на 7 лет, а у нас только штрафы.
Нурлан Нигматулин председатель мажилиса парламента РК - Вопрос в другом - на чьей стороне министерство. Вы с кем - с акционерами отечественных предприятий или с этими незаконными старателями.
Не дожидаясь ответа спикер продолжил. Только на "Казахалтыне" за 5 лет было задержано более 32 тысяч нелегальных старателей, сказал он. Действительно, территорию этого завода вокруг Степногорска называют клондайком, что означает место, полное несметных сокровищ. Полицейские давно просят ужесточить наказание за подобные преступления. Порой ценой своей жизни они ловят преступников, но до суда дело доходит очень редко. Штрафы, либо арест до 15 суток уже никого не пугает. Свидетельством чего являются многочисленные факты повторных проникновений нелегальных старателей. Атамкулов признал, что у членов ЕАЭС, действительно разные подходы к вопросам наказания за эти нарушения.
Нурлан Нигматулин председатель мажилиса парламента РК - Так чего же вы тогда ждете? Почему спите?
В том, что в Казахстане процветает незаконная добыча золота, виновата именно сложность процедуры получения лицензии, говорят аналитики. Сейчас оформление контракта на недропользование занимает два года. Жителей тоже можно понять. Живут на золоте, при этом влачат нищенское существование. Жалуются, что работы нет. Поэтому сутками пропадают на шахтах. Иногда за это дорого расплачиваются. Собственной жизнью. Порода в шахте может обрушиться в любой момент. Ситуацию усложняют и многочисленные точки скупки, деятельность которых сегодня тоже никак не регламентируется.