0:00 / 0:00
Активист Санжар Бокаев называл утилсбор ударом по карману потребителей, на котором зарабатывают олигархи и политическая элита. Причем по его словам конкретные выгодаполучателей всего семь человек: экс- премьер Мамин, вице - премьер Скляр, экс министр индустрии Атамкулов, президент Ассоциации автобизнеса Лаврентьев, основатель моторной компании Смагулов, экс министр экологии Брекешев и стоящая за учредителями ТОО «Оператор РОП» Алия Назарбаева. Правительство Казахстана после многочисленных митингов активистов сократило размер платежей от утильсбора на 50 процентов. Но это все равно дорого. утильсбор сделал мечту о новой технике несбыточной. оплата утилсбора, в конечном счете, все же ложится на плечи потребителя, увеличивая в разы стоимость товара. И главный вопрос куда ушли деньги. часть денег пошло на автокредит под 4 процента. Другая часть для покупки автобусов. куда делись 181 млрд. тенге – неизвестно.
Изначально в западных странах утильсбор вводился для того, чтобы освободить города от никому не нужного автохлама. Однако в Казахстане чиновники руководствуются не только заботой об экологии, утильсбор – это скрытая мера поддержки отечественного производителя. Шарлапаев заявлял, что мол ставка утильсбора в Казахстане ниже, чем в Турции и ряде других стран. Поэтому Минпромышленности намерено и далее создавать протекцию автопрому, чтобы обеспечить работу заводов в Казахстане и обеспечить сохранение новых рабочих мест. Министр Шарлапаев категорически заявил, что государство не планирует вводить изменения в систему утилизации.
Утильсбор в казахстане в несколько раз превышает ставки, установленные в большинстве стран мира. Так ли богаты казахстанцы? Для сравнения, в той же Европе он составляет всего 100 евро или отсутствует вовсе! Министру шарлапаему напомнили, что почти 50 тысяч человек подписали петицию с просьбой его отставки именно из-за утильсбора.