0:00 / 0:00
Внедрить институт омбудсмена по защите прав потребителей планируют в Казахстане. Об этом стало известно на заседании правительства. Кстати для защиты прав потребителей, в Казахстане могут ввести уголовную ответственность для коллекторов. Планируется рассмотреть возможность объединения всех общественных организаций потребителей с разветвленной системой представительств в регионах. А также создать институт омбудсмена на базе неправительственных организаций.
Эксперты считают, что в нашей стране недостаточно жестко относятся к тем, кто серийно обманывает потребителей или предоставляет им некачественные товары и услуги. Манипуляции с ценниками, например, когда на товаре указана одна стоимость, а на кассе она оказывается другой. По словам правозащитников, такие действия квалифицируются как введение покупателя в заблуждение. Однако магазины научились маскировать это нарушение под ошибку, заявляя, что сотрудник прикрепил не тот ценник. Теперь рассматривать подобные жалобы поможет омбудсмен по защите прав потребителей.
Еще одна частая ситуация - навязывание услуг. По словам экспертов, в услугах мелким шрифтом написано 10 страниц, которые вы устанете читать и забудете, зачем вообще пришли. Поэтому люди часто соглашаются, не читая, и выполняют скрытые требования. Особенно подобная практика распространена в банках. Человек приходит в банк, а ему начинают планомерно втюхивать самые разные услуги, начиная от страховки и заканчивая специальными СМС-оповещениями, большая часть которых потребителю не нужна. Также часто банки продают долги коллекторам, на которых чаще всего жалуются потребители. Правда теперь для них закон станет жестче.
ОЛЕГ СМОЛЯКОВ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АГЕНТСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РК По поручению Президента в целях защиты прав граждан от беззаконных действий коллекторских организаций Агентством прорабатываются дополнительные меры по ужесточению регулирования коллекторов, включая предложенное Генеральной прокуратурой введение административной и уголовной ответственности работников коллекторских агентств.
Еще один сектор, где распространено навязывание услуг, - это медицинские организации. Потребителя убеждают, что для получения той или иной медуслуги нужно сдать анализы. И не два-три, а 50. Люди думают: "Со здоровьем не шутят", - и тратят огромные суммы, - заключают правозащитники. А все потому, что в Казахстане недостаточно развита система выплат моральных компенсаций, считают эксперты. Сегодня человек, в случае нарушения его прав, получает возмещение, несоразмерное потраченному времени. Поэтому нерадивые поставщики уверены: если кто-то и дойдет до конечного этапа разбирательства, они отделаются легким испугом.