0:00 / 0:00
По данным руководства компании, прежде всего многолетние проблемы КТЖ связаны с недостаточным уровнем железнодорожных тарифов для покрытия необходимых текущих расходов и инвестиционных затрат. Необходимо отметить, что железнодорожные тарифы на перевозку грузов в Казахстане одни из самых низких среди стран СНГ. При этом правительство за счёт прибыли КТЖ пытается субсидировать железнодорожные перевозки грузов в определённых секторах экономики (например, перевозка зерна, угля и так далее). Таким образом, власти, не решив проблем железнодорожного сектора экономики, загрузили КТЖ непрофильными функциями. Поэтому тариф нужно пересмотреть полагает глава компании.
А по информации депутатов, КТЖ выплатила своим топ-менеджерам за 2021 год более 600 млн тенге. Вознаграждения в нацкомпании с миллиардными долгами и коррупционными скандалами - выше чем в успешных частных банках, полагают мажилисмены. Как бы там ни было, согласно текущим планам правительства, продолжиться практика субсидирования убыточных грузовых перевозок за счёт маржинальных. В таком случае невозможно будет создать конкурентную среду и привлечь частные инвестиции в ж/д перевозки. Тем более, на сегодня холдинг имеет очень высокую долговую нагрузку.
При этом, на удивление, у властей есть вполне определённые планы о том, чтобы вывести КТЖ на IPO - как высокоэффективную транспортную компанию, работающую на уровне лучших мировых аналогов. К слову, Всемирный банк и другие международные организации дают стандартный совет. Если правительство хочет добиться эффективности железнодорожной области и снижения тарифов на ж/д перевозки, то оно может оставить в государственной собственности оператора магистральной инфраструктуры, а все услуги по перевозке необходимо передать в частную среду. Это мировой опыт.