0:00 / 0:00
Эксперты рассказали простыми словами о поправках в конституцию. Знаменательное нововведение – официально на уровне Конституции закрепляются права и статус уполномоченного по правам человека. Такой омбудсмен был в Казахстане и раньше, но теперь его позиционирование закреплено как «независимый от деятельности остальных госорганов». Интересная деталь – место уполномоченного по правам человека в Конституции находится наряду с органами прокуратуры. Что еще изменится после референдума?
Среди вынесенных поправок одна имеет особую важность для общества. зачем Токаеву потребовалось отдавать недра страны народу? Оптимисты полагают, что «грабительские соглашения с западными компаниями могут пересмотреть в сторону большего учета национальных интересов». По инициативе президента Токаева в основной закон предлагается внести положение, что собственником земли и природных ресурсов является народ. Но станет ли народ Казахстана реальным хозяином нефти, газа и природных ископаемых, которыми так богата земля страны? вроде бы теперь ресурсы не государственные, а народные, но народ добровольно передал право их управления государству. Что это будет означать на практике, остается догадываться.
Большинство казахстанских политиков, как провластных, так и оппозиционных или нейтральных, смотрят на эти изменения, как просто на красивую формулировку, которая, может быть, подвигнет кого-то к хорошим и добрым намерениям. Ведь Казахстан – это страна, которая сильно зависит от доброй воли западных транснациональных корпораций. Еще одна важная поправка гласит, что близкие родственники президента не смогут работать на госслужбе и в квазигоссекторе.
Но отменит ли референдум «суперпрезидентство» в Казахстане? Что мы понимаем под суперпрезидентской моделью властью? В качестве индикаторов выделяются три фактора. Первый - это возможность для президента издавать указы, имеющие силу закона. Второе - возможность освобождать от должностей членов правительства и акимов. Третье - возможность роспуска парламента. Все это осталось. По оценкам политологов, те поправки в Конституцию, которые предлагаются сейчас, могут рассматриваться только как начальный набор шагов, который в дальнейшем может привести к полному отказу от суперпрезидентской модели. Кроме того, переход к президентской республике с сильным парламентом предполагает сильные политические партии. Но пока партии наталкиваются на практику нерегистрации, полагают политологи.