0:00 / 0:00
Казахстан запретил экспорт живого скота. В ведомстве отметили, что массовый экспорт живого скота для дальнейшей переработки и перепродажи создал основу для спекулятивного роста цен на мясную продукцию. Кроме того, сложившаяся ситуация привела к снижению загрузки казахстанских мясоперерабатывающих предприятий и откормочных площадок. Руководители мясного союза выступили против этой меры и провели заседание в столице. Кстати обе стороны пугают население ростом цен на мясо.
Запретительные меры никогда не пользуются популярностью. Но многие страны прибегают к ним для защиты собственных рынков и поддержки каких-то отраслей. Для, переработчиков, введенный мораторий на вывоз живого скота будет благом, уверены в МСХ. Сейчас наши мощности загружены лишь на треть. Причина именно в нехватке сырья. Еще в начале 2019 года отрасль столкнулась с серьёзной проблемой – в Узбекистане была запущена программа, которая полностью дублирует казахстанскую "Сыбага". Фермеры из соседнего государства начали массово закупать скот в Казахстане, предлагая цену на 5-10% выше рыночной. И местным фермерем все равно куда продавать, главное чтобы было выгодно.
Ранее ограничение экспорта касалось только маточного поголовья. Теперь предлагается полностью запретить вывоз живого поголовья КРС и МРС всех половозрастных групп. Логика МСХ понятна. Если продать на мясо живого быка можно максимум за $2 тыс., то при грамотном забое и использовании внутренностей, костей, шкуры и всего остального можно получить $15 тыс. Сейчас Казахстан, экспортируя скот живым, всю эту добавленную стоимость теряет.
Аналитики говорят, что в данном случае несовершенными являются правила субсидирования, принятые пять лет назад при министре сельского хозяйства Асылжане Мамытбекове, который сейчас возглавляет Мясной союз Казахстана. Ведь сейчас фермер, сдавая скот на откормплощадку, получает 200 тенге субсидий за килограмм живого веса. С каждого бычка это примерно 100 тыс. тенге. При сдаче на мясокомбинат он не получает ничего.