0:00 / 0:00
Депутат Азат Перуашев озадачил минэкономики вопросом. «Почему 3 триллиона тенге лежат в нотах нацбанка, когда эти деньги можно было отдать бизнесу». К слову, экономист Ошакбаев напоминает, что в последние годы банки и квазигоссектор «накачивались» ликвидностью. За 3 года денежная масса в стране практически удвоилась, сконцентрировавшись у узкой группы владельцев на фоне снижения кредитования остальной экономики.
Чтобы избыток ликвидности не ушёл на валютный рынок, нацбанк вынужден «откачивать» деньги у банков, предлагая им привлекательную высокую базовую ставку, по своим безрисковым краткосрочным нотам. Там сейчас лежит 3,5 трлн тенге, что равносильно 27% от объёма кредитования экономики. Банкам, которые получили дешёвую ликвидность от Нацбанка, скажем, под 4%, просто невыгодно кредитовать предприятия и нести риски, когда можно безрисково разместить эти деньги в ноты Нацбанка под, скажем, 9%, - уверен экономист. А депутат Перуашев предлагает отдать эти деньги бизнесу, тогда будет больше пользы для всей экономики, а не для кучки банков.
Действительно бизнесу нужны длинные и дешевые деньги. Но банки выдают только короткие и дорогие кредиты. Это означает, что предприниматель большей частью будет работать на банк. При этом залог, который имеет рыночную стоимость в $10 млн, банком будет оценен на $5 млн. Практически, банки стали тормозом развития экономики Казахстана, и вместо быстрой доставки денег в нужную точку экономики, полагают эксперты. И еще по данным НПП, общий объем госзакупок – порядка 16 триллионов тенге. Но на долю местного содержания в закупках, приходиться всего 30 процентов. То есть на остальные деньги мы закупаем товары за бугром. Магазинами и торговыми домами было закуплено товаров из-за рубежа на десятки миллиардов долларов.