0:00 / 0:00
В этом году казахстанские компании нефтесервиса не предложили не один проект. Об этом на брифинге в столице рассказал председатель президиума казсервиса рашид жаксылыков. В этой связи журналисты спросили его как не потерять доходы от нефти? По его словам, нефть была локомотивом экономики страны 30 лет. Но сейчас инвесторов стало меньше. И чтобы вырастить своих инвесторов, нужно прекратить девальвацию тенге, полагает эксперт. Иначе деньги уйдут в оффшоры.
Курс тенге менялся в зависимости от цен на нефть. Казахстанцы, похоже, и сами не заметили, как начали жить в состоянии постоянных девальвационных ожиданий. Опыт предыдущих трех обесцениваний национальной валюты преподал всем нам горький урок: во-первых, стало отчетливо понятно, что тенге может упасть без видимых на то причин; во-вторых, чем больше наверху успокаивают, приговаривая, что тенге силен и стабилен, тем больше у населения должно быть поводов для беспокойства. К тому же, не нужно быть финансистом, чтобы заметить очевидное: все предыдущие девальвации происходили одномоментно, резко. Ныне же мы наблюдаем так называемую «ползучую» девальвацию. Кстати, уменьшение инвестиций также связывают с обесценением нац валюты. Деньги уходят в оффшоры. Бизнес, открывая компании в таких зонах, преследует сразу несколько целей: во первых в офшорах налоги ниже, у офшорных компаний проще обстоят дела с защитой своей собственности, такой бизнес сложнее отнять. Еще один важный пункт – возможность скрыть информацию о конечных владельцах бизнеса.
Кому выгодна девальвация? Выгодно тем, у кого большая часть расходов в тенге, а доходы в долларах. То есть экспортерам нефти, металлов, зерна. Соответственно, девальвация невыгодна импортерам. А импортируется у нас много чего. Мы импортозависимы по основной массе товаров – от компьютеров до одежды. Поэтому свободный курс тенге означает удорожание продукции, сокращение платежеспособного спроса, падение доходности предприятий и сокращение рабочих мест. Выход есть, развивать производство у нас. Но диверсификация казахстанской экономики будет неполной без таких направлений, как обеспечение потребностей добывающей промышленности, прежде всего нефтегазовое машиностроение.