Как оказалось, храм строили с учетом землетрясений. При подземных толчках вся конструкция становится подвижной.
Фото : zakon.kz
В Алматы продолжается реконструкция Вознесенского собора. В репортаже Zakon.kz вы узнаете, почему здание со 111-летней историей строилось с упором на сейсмоустойчивость, есть ли под храмом подземные лабиринты и как священники сохраняют уникальное наследие.
Сегодня в колоссальной реконструкции занято более 100 рабочих, а весь храм до куполов заставлен лесами. Внутри вскрыты полы, а общее помещение разделено картонными стенами. В одной из частей храма к работе приступили российские художники из Палеха, которые уже начали делать искусную роспись на стенах. Фотографировать незаконченные работы было нельзя, поэтому ждем официального открытия.
За экскурсию и истории отвечал протоиерей, ключарь Вознесенского собора Алматы Александр Суворов. По его словам, во время реконструкции была обнаружена уникальная черта постройки - храм 111 лет назад строился с учетом сейсмической активности региона. Главного строителя храма священник окрестил местным "Леонардо Да Винчи".
"Сам собор и его постройка является интересной историей. Интрига в том, что проект собора не сохранился. В 20-е годы в связи с Революцией, гражданской войной, переносом кафедры из Верного в Ташкент, проект собора был утрачен. Когда мы начали вскрывать его конструктивные особенности. Была интрига, и долго спорили: кто является автором проектом собора? Изучив архивные документы, лично я считаю, что проект собора все-таки Зинкова. Он был инженером, архитектором, это местный Леонардо да Винчи. Он применял уникальные технологии. Один из примеров – динамический фундамент здания. Колоны обвязаны между собой брусом, который связан рубкой гербера для того, чтобы во время подземных толчков здание двигалось. Крест и массивная люстра, как кадило, создавали центр тяжести и гасили подземные колебания", - рассказал отец Александр.
Также выяснилась одна занимательная деталь: очередной алматинский миф был развенчан - никаких тайных подземных переходов под храмом не обнаружено. Отец Александр отметил, что, к сожалению, ему нечем порадовать сторонников городских легенд, хоть некоторые "очевидцы" очень красочно рассказывали о потайных ходах. По плану закончить масштабную реконструкцию священники хотят к лету 2019 года. Помимо внутренних и внешних работ, также изменения коснутся и прилегающей территории парка Панфилова. После полной реставрации в соборе будет вновь проведено освящение.
Также отец Александр рассказал о том, что при реконструкции они стараются максимально сохранить старинные объекты, в частности напольную плитку, первоначальный дизайн и так далее.
"Уникальная напольная плитка была изготовлена в Германии. Мы обратились опять к заводу, потому что 30-40% плитки уже пришла в негодность. В ответ они предложили на наш счет открыть новую линию, так как плитка нестандартная, она измеряется в дюймах, а не метрической системе. В итоге стоимость получилась выше 50 млн евро. У нас, естественно, такой возможности нет. Поэтому после консультации со специалистами и решили оставить максимум сохранившейся старинной плитки и сделать дизайн, который бы мог ее сохранить. Новой, отдельной плитки добавлять не будем. Будет основание и в него будет вставляться сохранившаяся плитка. Новые оконные рама храма были также вырезаны из дерева и полностью повторяют оригинальный дизайн", - добавил протоиерей.
Стоит отметить, что кресты храма замене не подвергались, лишь обновлению. В них были вставлены новые зеркала, нанесена позолота. Таким образом обновленные кресты на восходе и закате вновь отражают свет. При этом создается ощущение, что кресты горят. Как отметил отец Александр, это редкий стиль русского модерна.
Ссылка на источник: https://www.zakon.kz/4931825-stroiteli-obnaruzhili-unikalnye-cherty.html