0:00 / 0:00
Президент Токаев на встрече с представителями завода в Костанайской области привел в пример программу 32-го президента США Франклина Рузвельта. Он отметил, что дорожная карта Казахстана похожа на Программу Рузвельта по выходу из кризиса. Как же Рузвельт превратил США из аграрной страны в мирового лидера. Он возложил ответственность за экономический кризис на монополии, которая сконцентрировала в своих руках более половины производственных мощностей нации, утвердила недоступные большинству народа цены на товары, следствием чего стал кризис и безработица. Токаев также говорил о монополии.
Президент Токаев отметил, что программа «Енбек» похожа на программу Рузвельта. Напомним, Рузвельт собирался превратить США из аграрной страны в индустриальную. С его подачи начались инвестиции в строительство дорог. Но больше всего сил Рузвельт вложил в закон о восстановлении промышленности. Здесь действовал механизм госзаказа. У нас же программа «Енбек» действительно схожа с программой Рузвельта, но только по части строительства инфрастурктуры и открытия временных рабочих мест для населения.
Уже на встрече с акимами президент Токаев напомнил о том, что в следующем году их уже не будут назначать сверху, а будут выбирать исключительно односельчане, конечно если работа акима их удовлетворит. Сейчас в стране акимы выбираются местными представительными органами, при этом самовыдвижение исключено, кандидатов выдвигают акимы областей, которых назначает президент. Срок полномочий ряда сельских акимов истекает в следующем году. Но политологи полагают, что нам нужно самим выбирать не только сельских акимов, но и акимов областей.
в ходе поездки президент токаев то и дело обсуждал свое послание. Как отмечают аналитики, в ходе послания прямо было сказано, что рынки республики монополизированы олигархами. В собственности у акиматов всё ещё находится порядка 7 тысяч национальных объектов. Так что обоснование создания нового агентства по конкуренции было сделано вполне солидно, говорят политики. Ведь монополизация рынка приводит к сотням миллиардов тенге, которые ежегодно недополучает экономика Казахстана. Потому что у монополии нет стимула улучшать качество, прибыль компании растет через манипуляции с ценами. А когда монополии действуют в каждой отрасли экономики, это уже вопрос национальной безопасности.