0:00 / 0:00
На производство солярки повлияли внеплановые остановки на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе в начале года. Так объяснили дефицит топлива чиновники. В частности, на АНПЗ в январе-августе произвели на 239 тысяч тонн меньше утвержденного плана. А водители недовольны тем, что в нефтяной стране регулярно возникает дефицит ГСМ аккурат, вовремя посевной или урожая.
В сентябре-октябре на автозаправочных станциях различных регионов страны наблюдается дефицит дизельного топлива при том, что объем его внутреннего производства в этом году вдвое превысил объемы потребления в доковидном 2020-м. Рост экономики за это время не мог дать такого прироста потребления, поэтому большинство экспертов связывают дефицит с перетоком солярки в Россию, где она на порядок дороже. И недавно вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов признал, что эта разница приводит к тому, что транзитники из трех соседних стран стремятся заправляться именно на территории нашей страны, что сказывается на запасах солярки. Если бы мы закрыли границы Казахстана, то на 100% смогли бы обеспечить внутреннюю потребность. Но через нас проходит транзитный транспорт. Сейчас чиновники говорят, что дефицит возник из-за ремонта нпз.
АСЕТ МАГАУОВ ВИЦЕ-МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ РК Вместе с тем на производство в этом году повлияли внеплановые остановки Атырауского НПЗ, из-за которых производство на заводе будет на 239 тысяч тонн дизтоплива меньше. Как мы отмечали, в текущем году в августе-сентябре зафиксировано аномально большое потребление дизельного топлива - порядка 520 тысяч тонн в августе и такой же объем в сентябре.
В министерстве энергетики ссылаются на то, что к нам приезжают из-за рубежа, вывозят топливо. Но сколько там можно вывезти, удивляются эксперты? Грузовики всегда заправляются в той стране, через которую проезжают – это нормальное явление, большой запас топлива они с собой не возят. Единственное объяснение происходящему – утечка топлива контрабандой за рубеж, говорят эксперты. Однако в министерстве энергетики отрицают саму возможность вывоза солярки и других видов топлива из Казахстана в промышленных объемах, бензовозами либо железнодорожными цистернами. Как бы там ни было водители вынуждены покупать зимний дизель за дорого, да и то если найдут.
Однако, есть и иная точка зрения – что кое-кто старается выравнить казахстанский и российские цены. Поэтому солярку намеренно не поставляют на рынок. Но пока это лишь догадки экспертов, которые ищут причины подорожания и дефицита солярки.