0:00 / 0:00
Паводки этого года превысили масштабы паводков 2012 и 2017 годов, считавшихся наиболее крупными за 30 лет. последствия и масштабы бедствия, даже с учетом погодных условий, могли быть меньше, если бы акиматы ежегодно исполняли все запланированные противопаводковые мероприятия, отмечал президент. По мнению депутатов посетивших подтопленные регионы власти знают что паводок будет но не готовятся к большой воде. Есть страны, которые приняли меры по защите от цунами и вулканов, а у нас, в некоторых наших районах, нет даже простейшей лодки и водных ботинок, которые должны быть готовы. Больше всего пострадали жители западных и северных областей. Вице-премьер Канат Бозумбаев на брифинге в Кабмине показал детализированную таблицу с именами спонсоров и размером оказанной финансовой помощи регионам, пострадавшим от паводков. Он также отметил, что Акмолинская, Актюбинская, ЗКО, Костанайская и СКО - это наиболее пострадавшие регионы. Кроме того, часть средств перечислено Фондом «Демеу» и Фондом «Қазақстан халқына». эти средства в дальнейшем местные акиматы используют, либо, что мы практикуем, напрямую предприниматели приобретают жилье либо строят жилье, подключая местные строительные компании, - сказал журналистам Бозумбаев. И главное он озвучил сумму ущерба от паводков.
Но это предварительные оценки. Также пострадало 109 участков автодорог на 39,6 миллиарда тенге, школы - на 11,7 миллиарда тенге. Сети электроснабжения ущерб на 1,5 миллиарда тенге. В эту сумму не входят частные объекты.
Деньги спонсоров и финансы из бюджета будут направлены на восстановление автомобильных дорог, линий электроснабжения и ремонт социальных объектов. Но журналисты заявили, что из регионов казахстанцы пишут, что "покупают самое дешевое и не очень хорошего качества". Получается, в паводках люди потеряли свою мебель и утварь домашнюю, которая стоила гораздо дороже. А теперь получают очень дешевую. Насколько достоверна эта информация?" - поинтересовались журналисты у Бозумбаева. Заместитель премьера пояснил, что покупать мебель и технику для пострадавших домов акимат не должен.
Все, что вы сказали, - неправда. Акиматы не обязаны покупать мебель и технику. Если сейчас в дома ставится мебель и техника - это за счет спонсоров, дополнительные какие-то вещи. Поэтому акиматы сами не покупают ни технику, ни мебель. Сами не приобретают ничего.
Заместитель премьер-министра Канат Бозумбаев также ответил, можно ли было предотвратить масштабные паводки в Казахстане. напомним, среди аргументов было: "что вода пришла откуда не ждали". Что тогда делают наши системы, акиматы на местах?" - спросили журналисты у Каната Бозумбаева. Даже если бы акимы знали, что бы они сделали? Ответил чиновник. Ну, например, успели бы какие-то аулы дамбами обваловать. Но вы должны понимать, допустим, в Торгае степная вода пришла, разлилась шириной 30 километров, глубиной полметра, где-то до полутора метров. Какой аким может защитить? Ну это просто нереально. Можно было только эвакуировать пораньше, скот вывезти на возвышенность и так далее. Он добавил, что даже в развитых странах не могут предвидеть стихийные бедствия, и привел в пример паводки в Китае, Европе и Бразилии в этом году.
Это стихия. Но другой вопрос, что система прогнозирования паводков у нас очень слабая.
В общем 33 тысячи семей получили господдержку после паводков в Казахстане в размере 100 МРП на общую сумму более 12 млрд тенге. Общая сумма спонсорства составила более 250 млрд тенге - деньги пошли на жилье пострадавшим от паводков. В списке спонсоров - бизнесмены и фонды. Практически все дамбы и водохранилища нашей страны были построены еще в 50-70-х годах прошлого века. Из-за нехватки современных регулирующих водохозяйственных сооружений текущие паводки оказались гораздо более масштабными по своим последствиям, чем они могли бы быть. Поэтому в 11 регионах Казахстана будут построены 20 новых и реконструированы 15 действующих водохранилищ, что позволит значительно снизить риски затопления 134 населенных пунктов.