Редакция: +7 (7112) 93-34-33

Рекламный отдел: +7 (775) 906-38-00, +7 (707) 716-97-77

11:00

Новости

13:30

Новости

18:30

Новости

21:00

Новости

Нулевой класс: бесполезная трата времени или важная ступень в образовании в РК

c 16:59, 09/08/2018 c 3637
Фотография - Нулевой класс: бесполезная трата времени или важная ступень в образовании в РК
Фото: today.kz

Нулевые классы откроют во всех школах в Казахстане с 2020 года. Пока же у родителей есть выбор, где и как готовить детей к обучению. Today.kz поговорил с педагогами, психологом и матерями о том, нужно ли отдавать ребенка в нулевку в пять-шесть лет или можно максимально продлить ему детство.

Прием документов в школах завершится 30 августа. С этого года в ученики берут даже пятилетних детей, тех, кому до конца декабря исполнится шесть. Но многие родители не спешат записывать сыновей и дочерей в школьники, основываясь на рекомендациях психологов и психиатров. По убеждению специалистов, даже если ребенок бегло читает, пишет и считает, это еще не показатель того, что он готов встретиться с системой образования лоб в лоб.

С 2020 года в стране планируют ввести обязательные нулевые классы, чтобы готовить детей по единой программе.

Как пояснил министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев, пока предшкольной подготовкой охвачены 80 процентов казахстанских детей. Задача ведомства – довести этот показатель до 100 процентов.

"Важно, чтобы все дошколята перед поступлением в 1-й класс были примерно на одинаковом уровне подготовки", – сказал министр на встрече с общественностью в феврале

Пока же вести ребенка в нулевку, оставить в садике, отдать в развивающий центр, доверить репетитору или заниматься с ним дома, решают родители. Сделать выбор непросто. Для одних решающую роль играют финансы. Собрать чадо в предшколу стоит немногим дешевле, чем в 1-й класс. Для других ключевой вопрос – время. Не у каждой семьи есть возможность возить и через три-четыре часа уже забирать сына или дочь с уроков. Третьи считают, что "всему научат 1-м классе, зачем раньше времени усложнять жизнь и себе, и ребенку".

Кто прав? Мы попросили все заинтересованные стороны высказать "за" и "против" в этом вопросе.

Алматинка Марина Раева, отдавшая дочь в класс предшкольной подготовки, нисколько не пожалела об этом.

"Я считаю, нулевка – очень хорошее дело. Детей учат сидеть за партой, поднимать руки, отвечать по очереди. Не как в садике или школах развития, где малышей все по головке гладят. Ребенка эмоционально настраивают, что ему нужно рано вставать, идти в школу, сидеть какое-то время за партой. Он привыкает к определенным занятиям, собирает портфель. В классе дочери дети, которые ходили в нулевку, выделялись на общем фоне. Они были более подготовлены эмоционально, вели себя более адекватно, были более усидчивыми, понимали, что перед ними учитель, что его нужно слушать. Единственными минусом нулевки является график работы. Ребенка нужно отводить всего на несколько часов. Для работающих родителей это не очень удобно", – сказала она.

Фото -

Педагог с более чем 30-летним стажем, а сегодня пенсионерка Лариса Маврина занимается репетиторством. По ее мнению, подготовка к школе нужна обязательно. Но кто как ее пройдет, это дело каждой семьи.

"Несмотря на то, что я сама работала в начальной школе, мой внук посещал нулевку. Но нулевка нулевке рознь. В районе, где мы живем, я могу рекомендовать только одну школу. Были дети, которых я готовила, они не ходили в нулевку, но в 1-й класс пошли, и теперь отличники. Это палка о двух концах, кому как удобно, но ребенка готовить нужно обязательно", – считает опытный педагог.

Карагандинка Наталья Миллер пробовала отдавать дочь на предшкольную подготовку и в частный центр, и в нулевой класс. Женщина подтверждает слова предыдущего спикера о том, что к выбору места обучения стоит подходить внимательно.

"Как таковая нулевка нужна. Есть одно жирное "но". Ее нужно очень развивать. Мне есть с чем сравнивать. Прежде я водила дочь в частный центр. Когда мы перешли в предшкольный класс в гимназии, это были небо и земля. Знания, полученные в частном центре, были значительно выше, чем в нулевке. Можно сказать, с чем пришли в нулевку, с тем и ушли", – поделилась опытом Наталья.

По ее словам, отвести ребенка в нулевой класс стоит для того, чтобы отсрочить поступление в 1-й класс.

"Я считаю, что в шесть лет детям в 1-м классе делать нечего. Рано. Именно по новой программе начинать обучение, чем позже, тем лучше. Если ребенок не умеет читать, плохо знает слоги, счет до десяти, не ориентируется во времени и других понятиях, с новой программой в 1-м классе ему будет очень тяжело, особенно во втором полугодии. Если родители намереваются отправить ребенка в гимназию, школу с каким-нибудь уклоном, тогда нулевка не поможет, нужно идти к частникам, искать по рекомендациям. В нулевом классе учитель дает детям лишь базу, а закреплять придется уже родителям с детьми дома, но не у всех есть время на это. У частников группы меньше, дети усваивают программу лучше", – рассказала мама ученицы, окончившей 1-й класс.

Родителям нужно быть готовыми к большим затратам на приобретение книг для подготовки к школе

"Два года назад, когда мы шли в нулевку, я потратила на весь перечень книг, которые были необходимы, порядка 19 тысяч тенге. Плюс канцелярские товары. Это еще как минимум тысяч десять. Сумма кругленькая. Самый большой минус в том, что половина из этих книг остались нетронутыми. Они нужны по программе, но литературы много, и дети настолько не готовы ко всему такому, что практически книгами не пользовались. Зачем ее так много придумали, непонятно", – сказала Наталья Миллер.

Для тех, кто собирается заниматься с ребенком самостоятельно, учителя напоминают, что предшкольная подготовка – это не только занятия по программе, и дешево обучиться не получится.

"В нулевке учат не только читать и писать, здесь и развитие логики, и знакомство с детьми, и адаптация к школе, школьным стенам. Дети учатся и дружить, и готовиться к уроку сами. Если есть такая возможность, то нужно идти в нулевой класс. Дешево подготовиться не получится. Потому что нужно приобретать и книги, и тетради. Хоть в нулевой класс, хоть для занятий с репетитором", – пояснила Лариса Маврина.

Фото -

Если финансовый аспект для вас важен, как вариант можно подготовить ребенка к школе самостоятельно. В Интернете есть литература, тесты, рекомендации. Родителям остается лишь выбрать время и планомерно заниматься с будущим первоклассником.

"Я не отдала сына в нулевой класс, ему учиться еще 11 лет, успеет устать от школы. Однажды увидела распечатки из центра развития, которые принесла домой дочь моей подруги, и поняла, то все то же самое могу найти сама. Плюсы – экономия времени (не нужно ребенка никуда возить) и денег (занятия с репетитором обходятся минимум в 1000 тенге час). С четырех лет я ежедневно выполняла с ним задания из разной развивающей литературы. 10-15 минут два раза в день. Читала ему книги, покупала журналы о животных, о космосе, строении человека, включала развивающие мультфильмы, водила в спортзал, по возможности отвечала на все интересующие его вопросы. Читать он научился сам. В этом году окончил 2-й класс, отличник. Не обязательно тратить огромные ресурсы на обучение. Нужно просто развиваться самим, помогать в этом своим детям и не отбить желание учиться и узнавать новое. Сегодня на рынке множество игр, книг, учебников, чтобы заинтересовать детей любой темой", – поделилась опытом астанчанка Елена Павлова, зарабатывающая фрилансом.

Тем не менее психологи считают, что "домашним детям", то есть не посещавшим детские сады, развивающие центры и нулевки, в школе придется трудно. Это же твердят учителя начальных классов.

"Дети, которые посещают нулевые классы, во-первых, более усидчивые. Во-вторых, они могут лучше концентрироваться, у них больше внимания. Нулевички более адаптированы к социальной среде, они быстрее понимают то, что от них хочет получить учитель и могут быстро сориентироваться, дать нужный ответ. "Домашним" детям хочется больше поиграть. Они думают, что любой их поступок должны прощать. И когда они приходят в школу и понимают, что это не так, что отношение ко всем одинаковое, что не они одни самые лучшие на свете, а есть много других детей, из которых каждый себя считает идеалом. И начинаются неоднозначные реакции. Одни дети закрываются, другие сильно буйно себя ведут. Лишь единицы детей домашних более-менее адаптируются к школе, – рассказала о своем опыте работы с первоклассниками Наталья, учитель одной из гимназий Алматы. – Я считаю, что нулевой класс – это обязательный этап перед школой".

Напомним, продолжительность учебного года в предшкольных классах составит 32 недели. Это на одну неделю меньше, чем в первых классах и на две недели меньше, чем во всех остальных. У нулевичков каникулы будут четырежды в году: осенние, зимние, дополнительные в феврале и весенние.

К концу 2018 года учебники для нулевых классов планируют перевести на латиницу. Об этом министр образования и науки РК сообщил во время заседания правительства 27 февраля.

"В наших первоначальных планах внедрение в нулевых классах было запланировано в 2019 году. На сегодня единый программный график подготовки учителей готов, учебники прошли экспертизу, но они все написаны на кириллице. Теперь для 400 тысяч детей необходимо выпустить новые учебники для нулевых классов. Так как мы переходим на латиницу, считаем правильным данные учебники печатать сразу на латинице. Это будет финансово эффективно", – сказал глава ведомства.

Ранее МОН РК обнародовало информацию об изменениях в правилах по приему детей в школы.

Ссылка на источник: http://today.kz/news/zhizn/2018-08-09/768761-nulevoj-klass-bespoleznaya-trata-vremeni-ili-vazhnaya-stupen-v-obrazovanii-v-rk/

Все материалы размещенные на сайте tdk42.kz защищены авторским правом и являются собственностью телеканала ТДК-42. Любое копирование возможно с согласия редакции телеканала или с обязательным указанием гиперссылки на источник материала tdk42.kz