0:00 / 0:00
чтобы трудоустроить граждан государство создало сайт енбек кей зет. Но на обучение безработных и обслуживание сайта тратится 300 миллионов бюджетных тенге. Цифру на брифинге озвучили чиновники от минтруда. Многие годы официальная безработица в Казахстане колеблется в диапазоне 4-5% и этим цифрам мало доверяют экономисты, поскольку страна не относит к безработным самозанятых. Чиновники же говорят, что местная рабочая сила отказывается от «непрестижной» работы, и тогда на рынке труда образуются ниши, активно заполняемые гастарбайтерами. на территории нашей страны ежегодно трудятся свыше 500 тысяч человек – иностранцев.
Как признавались в министерстве труда на пике карантина 4 миллиона человек остались без доходов. В Казахстане бизнес, уже уволивший часть людей, после ослабления карантина приступил к новым сокращениям. Пандемия, многих лишила работы. И на прежние рабочие места после его отмены удастся вернуться не всем, полагают социологи. Восстановление рынка труда будет медленным. Многие компании в период карантинных мер провели существенную оптимизацию штата, и в дальнейшем вопросы расширения трудовых ресурсов будут рассматривать скорее за счет аутсорсинга. Заболевшие ковидом работники должны быть на карантине минимум 14 дней. Но работодатели выплачивают жалкие больничные. в Минтруда проблемы признали и пообещали помочь.
Ранее депутаты раскритиковали программы занятости. По их словам выделен триллион тенге, а число получателей соцпомощи все равно растет. Безработных якобы трудоустраивают, а безработица не снижается. официальная статистика подгоняет плохие показатели по безработице под данные, позволяющие давать более позитивную картину, говорят социологи. Да людей обучают но как выясняется, по невостребованным профессиям. сейчас народ предпочитает закидывать резюме в хэдхантер, искать объявления в интернете или обзванивать знакомых. К государственной поддержке прибегают немногие. Чиновники тоже создали сайт, но работу там находят немногие, зарплаты там предлагают низкие, зато сам сайт требует огромных бюджетных денег.
Но почему программа «Енбек» не дает результаты. Во-первых, все это время краткосрочное обучение граждан проводилось без заявок потенциальных работодателей. То есть, государство готовило специалистов без оглядки на рынок труда. Во-вторых, кредиты и государственные гранты развернули широкое поле для коррупции и мошеннических схем. Субсидии уходили в карман работодателей, которые создавали фиктивные рабочие места. Вот и выходит, что в отчетах у нас меньше 5% безработных, а на деле миллионы казахстанцев сидят без работы в течение долгих месяцев. Одно рабочее место может стоить 10-20 миллионов тенге. Нужно много инвестировать во что-то, чтобы создать постоянные рабочие места. У нашего государства таких денег нет – только на временные, - отмечают социологи.