0:00 / 0:00
министр Даленов назвал проблемные вопросы между Казахстаном и Россией в ЕАЭС. подобные вопросы имеются и называются "серым списком", сказал он. По мнению сенаторов, у малого и среднего бизнеса в Казахстане вызывает озабоченность торгово-экономическое взаимоотношение страны с Россией в рамках ЕАЭС, в частности это касается ввоза товаров. В итоге, сенат ратифицировал поправки с обновленными нормативами таможенных пошлин в ЕАЭС, но документ не решает проблемы местного бизнеса.
Чем недовольна и на что более всего жалуется казахстанская сторона при взаимодействии в общем экономическом пространстве? На то, что российские компании действуют на казахстанском рынке свободно, а вот казахстанским предпринимателям в Россию трудно пробиться. Евразийская экономическая комиссия утвердила такие стандарты качества продукции, которые по силам только крупным и продвинутым компаниям, а вот нашим мелким производителям до них не дотянуться. Казахстанский экспорт внутри ЕАЭС снижается в большинстве своем из-за административных преград. В частности, в НПП «Атамекен» насчитали 85 таких барьеров: «ограничение транзита через территорию России на территорию Украины; препоны и бюрократические проволочки для поставщиков молочной продукции; сложности с выходом на рынок алкогольной продукции на рынок Беларуси». В России с продажей нашего алкоголя еще хуже. Но и это еще не все.
Кстати, казахстанский экспорт в Россию почти в три раза меньше, чем поставки российских товаров и услуг в Казахстан. Прошлый 2019 год, например, дал такие результаты: экспорт Казахстана в РФ - 5,5 млрд долларов, импорт из России - 14 млрд. Итого сальдо торгового баланса для казахстанской стороны ушло в минус на 8,5 млрд долларов. и не будь у нас торгового перекоса именно с Россией, с макроэкономикой все было бы гораздо лучше. Министр Даленов не стал отрицать очевидные вещи.
Да, положение Казахстана в Евразийском экономическом союзе пока для нас невыгодно – в силу сегодняшнего фактически только торгового формата ЕАЭС, и в силу нашей неспособности успешно торговать чем-либо еще, кроме природного сырья, которого и в той же России достаточно.