0:00 / 0:00
Бюджет запланирован дефицитным. дефицит бюджета страны в 2025 году прогнозируется на уровне 4,1 трлн тенге, или 2,7% от ВВП. при этом, трансферты с Нацфонда: 3,6 трлн тенге. Не совсем понятно, за счет чего будет финансироваться растущий дефицит бюджета в последующие годы и не станет ли этом очередным прикрытием для использования средств Нацфонда и новых пересмотров и уточнений бюджета, что в принципе стало нормой для правительства. Жить по средствам", как требует Токаев, у бюджета не получается. Как говорил президент в послании, средства Нацфонда в первую очередь должны служить интересам нашего государства и использоваться для достижения стратегических целей, а не обслуживать зарубежные финансовые институты. Как признался министр экономики, триллионы тенге то есть миллиарды долларов лежат без дела у компаний квазигоссектора. И при этом чиновники снова хотят брать деньги из нацфонда.
Нацкомпании не стали конкурентным преимуществом национальной экономики. Наоборот, квазигоссектор ежегодно в том или ином виде дотируется из бюджета и Национального фонда. Согласно некоторым экспертным оценкам, доля квазигосударственного сектора в экономике Казахстана достигла уже 60%, тогда как в странах ОЭСР этот показатель не превышает 15%. Сегодня, наверное, уже мало кто сомневается в его неэффективности и коррупциогенности. У квазигосударственного сектора сконцентрирована самая большая ликвидность в стране. Кроме того, ежегодно из-за предоставления налоговых льгот металлургическим и автомобильным компаниям государство теряет порядка 4-5 трлн тенге. А по словам министра экономики они хотят дать очень льготные кредиты олигархам владельцам тэц.
Деньги из Нацфонда используются на текущие социальные выплаты и потребление, но не вкладываются в развитие инфраструктуры, в образование, в инвестициии. По сути, деньги просто "проедаются" на текущие потребности государства. можно было бы исправить ситуацию за счет бизнеса, как это делается в развитых странах. Но развиваться бизнесу не дает высокая базовая ставка.