0:00 / 0:00
"Необходимо перезапустить финансирование реального сектора". Такое заявление сделал председатель президиума НПП Кулибаев на съезде палаты в столице. Дело в том, что за девять месяцев 2019 года произошло снижение доли кредитования юридических лиц на 11 процентов от всего ссудного портфеля. Если годом ранее бизнесмены набрали кредитов на 8 триллионов тенге, то в этом году только на 7. Поэтому нацпалата сейчас ведет переговоры с Нацбанком по вопросам доступности финансирования реального сектора.
Как показывают опросы, основным фактором, тормозящим развитие предпринимательства, является жесткая монополия. Из-за этого малый бизнес не может развиваться. Потому что нишы заняты монополистами. Еще одна проблема недоступные дорогие кредиты. Всему виной увеличение процентной ставки. К примеру, сейчас у многих фирм рентабельность составляет 10%, кредит по ставке в 16% им не отбить. А покупатели чаще берут потребительские кредиты. Вместо того чтобы копить и купить. Люди берут кредиты и потом долго выплачивают проценты. В результате сокращается платежеспособный спрос. Видимо, поэтому Кулибаев попросил перезапустить финансирование реального сектора.
Такой фактор, как бюрократия в госорганах, также может отбить охоту заниматься бизнесом. А концентрация роста в сырьевых секторах по-прежнему сказывается на производительности обрабатывающих отраслей, в которых занята большая часть населения. И еще. Один из местных парадоксов – это неестественное состояние «чиновник-бизнесмен».Государство так прочно стало ассоциироваться с бизнесом, что в официальный оборот вошли «социально-предпринимательские корпорации. Из-за перечисленных проблем мсб развивается плохо, не смотря на помощь государства. В свою очередь премьер Мамин еще раз пообещал, что учтет все замечания бизнесменов.
В развитых странах мира малый и средний бизнес давно называют мотором экономики. В бюджетах этих стран львиная доля приходится на поступления именно от предприятий МСБ. И, понятно, что правительства данных стран всячески стараются поддерживать такие предприятия. У нас же то, что малый и средний бизнес нуждается в поддержке, поняли не сразу. Остается еще много серьезных барьеров, преодолеть которые многим бизнесменам удается с трудом.