0:00 / 0:00
Частные банки не мотивированы кредитовать МСБ. По мнению сенатора Адильбекова, принятая мера господдержки МСБ в виде государственного субсидирования процентных ставок до 6% годовых не сможет обеспечить рост кредитования малого и среднего бизнеса, так как ограничивается только пострадавшими секторами экономики. Кроме того, сенатор сообщил о пробелах в механизмах реализации госзакупок. Практика реализации госзакупок свидетельствует о наличии «постоянных победителей», полагает депутат.
По данным экономистов, в поисках финансирования начинающие предприниматели занимают деньги у родных, знакомых либо оформляют потребительские кредиты. Впрочем, для малых предпринимателей не всегда доступен даже этот вариант. У них не всегда есть подтвержденный доход. Результат - банки отказывают в кредите, а предприниматели обращаются в микрокредитные организации, где проценты значительно выше. А ведь в сумме малый бизнес обладает значительным потенциалом роста. И мог бы стать драйвером экономики. Но пока доля МСБ в экономике страны достигла всего лишь 29%. Однако в развитых странах этот показатель существенно выше. По словам депутата, банки получили с бюджета несколько триллионов, и при этом не хотят кредитовать бизнес без субсидий.
Рассказал сенатор, и о пробелах госзакупок. Что бы ни говорили ответственные лица о повышении прозрачности государственных закупок, на деле ситуация остается далеко не столь однозначной. Многие госконтракты получают приближенные к организаторам конкурса компании. Зачастую техническая спецификация лота составлена таким образом, что изначально предполагает победу строго определенной фирмы. Создавая множество искусственных барьеров, организатор допускает к конкурсу только одну нужную ему компанию. Тендеры выигрывают «свои» компании, каждый год это одни и те же организации.
Как говорят эксперты отрасли, сочные подряды достаются компаниям, которые плотно «сидят» на крупных тендерах. Соответственно, нужно заплатить вышестоящим, за то, что ему «дали» тендер, отсюда рождаются откаты. А это, как правило, внушительные суммы. Даже может до одной трети от суммы тендера доходить. Разумеется, и себе нужно оставить – это тоже большая часть тендерного пирога. И в итоге на решение самого вопроса, к примеру, на строительство дороги остается всего ничего.