0:00 / 0:00
Депутат мажилиса Азат Перуашев на пленарном заседании мажилиса раскритиковал топ-менеджеров крупных компаний, которые выписывают себе миллионные премии и тратят деньги налогоплательщиков на фитнес и спа. При этом, минфин хочет, чтобы порядок – что можно контролировать, а что нет – определяли сами контролируемые, добавил парламентарий. Очень странная логика. Учитывая высокие коррупционные риски в этой сфере, а также миллиардные суммы сделок, такой подход напоминает басню, как лисе дать охранять курятник, – отметил мажилисмен.
Среди наиболее распространенных коррупционных правонарушений — завышение стоимости закупаемого товара или услуги, а также участие в тендерах и конкурсах аффилированных с чиновниками людей. Закупки из одного источника – самый популярный вид госзакупок, который осуществляется по простой схеме. Создавая множество искусственных барьеров, организатор допускает к конкурсу только одну нужную ему компанию. Из-за того что эта компания осталась в гордом одиночестве, тендер признается несостоявшимся и закупки производятся из одного источника. Как правило, эта компания запрашивает максимальную цену.
Каждый шестой факт коррупции, регистрируемый Антикоррупционной службой, совершается в сфере госзакупок. Распространённые криминальные схемы - лоббирование интересов конкретных поставщиков, махинация с техспецификацией, подписание фиктивных актов. Ключевым фактором, способствующим коррупционным проявлениям, является системность завышения цен.
- при прозрачном бюджете нацкомпаний не могли происходить такие вещи, как выплата десятков миллионов тенге премий в "СК-Фармации", "провалившей работу и ответственной в том числе за гибель людей от нехватки лекарств в пандемию". "Или другой пример, когда госпредприятие выплачивает 40 миллионов тенге из кармана налогоплательщиков на фитнес и спа-процедуры своим менеджерам. И это только факты, получившие огласку.
к слову, президент Токаев сообщил, что в Казахстане изменилась процедура распределения средств, и пообещал, что в условиях кризиса в стране на бюджетные средства не будут покупать автомобили и мебель. Как выяснилось, лоты на покупку легковушек, мебели и многие другие тендеры размещаются вопреки обещаниям главы государства. ежегодные расходы государства на приобретение транспортных средств исчисляются миллиардами тенге. В отдельных случаях прописывается даже цвет ручек, зеркал, наличие футляра для очков. Эти пункты, ведут к серьезному удорожанию моделей. Вот так выглядит техническая спецификация одного из лотов: массажное кресло для водителя, кожаная обивка сидений, фиксаторы головы для комфортного сна в дороге.
- минфин хочет, чтобы порядок – что можно контролировать, а что нет – определяли сами контролируемые. Очень странная логика. Учитывая высокие коррупционные риски в этой сфере, а также миллиардные суммы сделок, такой подход напоминает басню, как лисе дать охранять курятник