0:00 / 0:00
Понятие «петиция» законодательно закрепят в Казахстане. Об этом в ходе онлайн-брифинга сообщила министр информации и общественного развития Аида Балаева. Она отметила, что во многих странах понятие «петиция» является электронной формой коллективного обращения и регулируется на законодательном уровне. Но журналистов интересовали вопросы свободы слова, бюджетных денег на пропаганду и защита работников СМИ.
По оценкам журналистских организаций, как правило, журналистов в Казахстане открыто не притесняют – их не сажают в тюрьмы, не угрожают расправой и не убивают. Давление чаще всего происходит через редакции и так называемую "редакционную политику". Рычаг давления – государственные заказы: в республике практически нет независимых от государственных заказов и бюджетных денег изданий. А как говорится, "кто платит, тот музыку и заказывает". Львиная доля денег уходит гос СМИ на пропаганду госорганов, а это десятки миллиардов тенге ежегодно. Но куда и как тратят бюджетные деньги неизвестно. Хотя министр полагает, что все наоборот.
В 2016 года в Казахстане было создано министерство информации и коммуникации. Тогда казалось, что у журналистов появился защитник в госорганах, который будет отстаивать их интересы. Спустя годы журналистские организации констатировали – в закон "О СМИ" было внесено 37 изменений, но ни одно из них не улучшило положения журналистов. Скорее, наоборот. В связи с этим журналисты прямо спросили министра почему профильное ведомство их не защищает? Хотя бы тогда когда на митингах избивают журналистов.
После такого ответа не совсем понятно как будут работать журналисты сидя в пресс центре когда митинг будет проходить на улице. Ведь это не онлайн брифинги. Также журналисты спросили о некоторых поправках. Так с момента принятия закона "О СМИ" журналисты страны обязаны, "накопав" компромат на очередного чиновника, попросить у него разрешения на публикацию и предупредить о ней. В противном случае чиновник может подать в суд, при этом материал должен автоматически сниматься, плюс штраф и моральный ущерб. Балаева отметила, что пока ее ведомство работает над поправками.