0:00 / 0:00
Сейчас 82-летняя женщина живет в бараке, не в самых лучших условиях.
Вера Петровна родом из Харьковской области, когда началась война, она и ее семья оказались на линии фронта. В 1943 году немцы начали отступать и погнали жителей в Германию, для чего, люди не понимали. Вера Петровна прошла такие концлагеря как Майданик, Освенцим, Бухенвальд. На тот момент ей было всего 7 лет. Держали ее и других узников в бараках, те страшные годы бабушка Вера помнит до сих пор.
- Нас чуть ли не каждый час строили, мы не знали для чего. Но потом узнали, оказывается нас приходили выбирать для работы. Набирали таких, чтобы не партизаны, чтобы семейные были, чтобы не сбежали, - рассказывает узница концлагерей Вера Ворфоломеева.
Сколько времени приходилось выживать в таких условиях, Вера Петровна уже не помнит. В ее памяти остались только условия содержания. Как сидели друг на друге, как их кусали клопы. Через какое-то время, маленькую Веру и еще порядка двухсот человек забрали и отправили работать на железную дорогу. Так как все мужчины были на фронте, выполнять тяжелую работу приходилось женщинам и детям. После работы детей собирали и брали у них кровь для раненых солдат. Брали по многу, и конечно не задумывались, выживет ребенок или нет. В Уральск Вера Петровна приехала в 2001 году. Здесь у ее племянников пустовала квартира, в которую она поселилась. Однако спустя два года родственники вернулись и попросили тетю съехать. Женщина долго искала жилье, и нашла. Вот этот дом. Правда, назвать это домом сложно, барак в полуразрушенном состоянии. Когда в 2007 баба Вера сюда въехала, это помещение санитарными условиями мало чем отличалась от того, где ее вместе с родными держали в далеком 1943. Своими силами, узница концлагерей обустраивала жилище как могла. Сейчас дому нужен капитальный ремонт.
- Потихоньку ремонтирую, но конечно сама я не отремонтирую. Потому что когда дом горел, с акимата приходили, смотрели, сказали, что нужно менять балки, и вот соседи строятся, а я конечно нет, - говорит Вера Петровна
Для того чтобы мыться, Вера Петровна сама построила душ. Удобства во дворе, воды нет. Вера Петровна на сегодняшний день стоит в очереди на получение собственного жилья, по категории инвалидов великой отечественной войны и лиц, приравненных к ним. Какая она по очереди Вера Петровна не знает, потому что уже потеряла надежду на то, что получит свою квартиру.
- На сегодняшний день ее номер 67. Она встала в очередь в 2004 году. Согласно закону о жилищных отношениях, ни у кого нет преимущественного права при получении жилья, - сообщил заведующий сектором жилья и приватизации ЖКХ г. Уральск Асылбек Утеуов.
На сегодняшний день в Уральске проживает всего 9 узников концлагерей. Конечно, в таких условиях живет не каждый. Обидно говорит Вера Петровна, что про них совсем забыли. Бесплатных лекарств не дают, и даже на систему, которую делали два раза в год, уже не приглашают. По домам врачи не ходят.
- Первое время на нас обращали внимание, по школам ходили, в рестораны приглашали. А сейчас на нас рукой махнули, помощи никакой нет, - говорит Вера Петровна.
Каждую ночь, Вера Петровна ложась спать, боится оказаться под руинами этого дома, но другого жилье у нее нет.