0:00 / 0:00
Почему Казахстан, имея огромные аграрные ресурсы, покупает столько продовольствия? Казахстан располагает огромными земельными ресурсами - 25 млн га пашни и 185 млн га пастбищ. Однако до сих пор зависит от зарубежных поставок продовольствия по многим позициям - молочным продуктам, мясным и кондитерским изделиям, овощам и фруктам. Особое недоумение вызывают поставки в нашу страну тех видов готовых к употреблению продуктов питания, сырье для которых зарубежные предприятия приобретают у нас. Например, Казахстан экспортирует в Италию пшеницу твердых сортов, а завозит оттуда макаронные изделия.
Еще один парадокс. Казахстан стабильно входит в десятку мировых стран - экспортёров зерна. По пшенице РК занимает седьмое место в мире. Большой урожай - это избыток предложения, соответственно, обвал цены на рынке. В итоге зерна много - денег нет: рекордный урожай стал проблемой для казахстанских фермеров. А расходы на хранение и транспортировку только растут. Непроданный урожай: Казахстан теряет миллиарды упущенного дохода от зерна. Вот и получается ситуация, когда, глядя на богатый урожай фермер думает, чем расплатиться с работниками, которые этот урожай собрали. Цена зерна третьего класса сейчас 50 тысяч тенге с документами. Это ниже себестоимости. Можно было переработать зерно в муку, но у нас это плохо развито.
Проблема - низкая платежеспособность внутреннего рынка Казахстана. Денег у казахстанцев мало, поскольку доходы отстают от роста цен. Все мы знаем статистику, которая говорит о том, что на еду казахстанцы тратят половину семейного бюджета, тогда как в развитых странах - 10-15%. Это вынуждает большую часть населения экономить и выбирать самые дешевые продукты питания. К сожалению, Минсельхоз Казахстана старательно дистанцируется от вопросов переработки, считая, что его задача состоит только в производстве сельхозсырья. Но это в корне неверный подход. Ведь если сырье будет перерабатываться внутри страны, то это позволит решить вопрос повышения маржинальности АПК. Сейчас наши фермеры предпочитают работать на экспорт, поскольку зарубежные покупатели платят больше.