0:00 / 0:00
Некогда самодостаточная компания "Қазақстан темір жолы" по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания, заявлял главный аудитор смаилов. По его данным, 73% всего грузооборота КТЖ с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован осуществлять свою деятельность по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству. Компания находится в "красной" зоне кредитного риска, заявлял смаилов. Также он отмечал, что для КТЖ не предусмотрено требование по направлению части прибыли на обновление активов – отсюда старые вагоны с несоблюдением элементарных санитарных норм. Но почему поезда постоянно опаздывают?
НУРЛАН САУРАНБАЕВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ "ҚАЗАҚСТАН ТЕМIР ЖОЛЫ" В нашей компании этот вопрос находится на особом контроле. Данная ситуация связана с ремонтом дорог и необходимостью обеспечения безопасности пассажиров. За последние годы мы вдвое увеличили количество работ по ремонту дорог. Мы просим прощения у пассажиров и просим с пониманием отнестись к ситуации
Казахстанцы даже запускали петицию за отставку руководства КТЖ. Вечно опаздывающие поезда; грязные, вагоны; несчастные случаи со смертельным исходом; неоднократные сходы поездов с рельсов; искусственный дефицит билетов; вокзалы похожие на конюшни, где царит коррупция, писали авторы петиции. Ктж критиковали за систематические опоздания поездов, и отсутствие должного сервиса, и состояние пассажирских вагонов. Бизнес жалуется на несвоевременные поставки вагонов и отгрузки. Ранее Антикор заявлял, что суммы взяток чиновникам КТЖ могут достигать миллиардов тенге в месяц. ранее аудиторы заявляли, что ктж в долгах как в шелках. Более того они постоянно просят деньги из бюджета. Почему, являясь на магистральных железных дорогах Казахстана абсолютным монополистом и при этом постоянно повышая тарифы национальный железнодорожный перевозчик находится в таких огромных долгах? общий долг КТЖ, приближается к трем триллионам. Но согласно текущим планам правительства, продолжиться практика субсидирования убыточных грузовых перевозок. Но когда же жители рк будут ездить на новых поездах и вагонах?
МАРАТ КАРАБАЕВ МИНИСТР ТРАНСПОРТА РК Ж/д парк требует своевременного обновления и модернизации. В настоящее время общее количество локомотивного парка – 1,8 тыс единиц. Уровень износа - 61%. Для обеспечения подвижным составом и снижения уровня износа парка в этом году закуплено 185 локомотивов. Для выполнения этих целей министерством предлагается создание Объединенной лизинговой компании с возможностью предоставления пассажирских вагонов отечественных производителей в аренду с последующим выкупом.
Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге. 42 грузовых терминала, построенные в 1960 - 1980 годах, "не справляются, вагоны застревают, товар задерживается, контракты расторгаются". компания похоже выступает категорически против внедрения конкурентной среды. чиновники от КТЖ имеют возможность искусственно создавать административные барьеры и вынуждают бизнес давать взятки за получение вагонов. На деле получается так – кто дает взятку, тот и своевременно отправляет свой груз. Предприниматели, которых лоббировали чиновники от ктж , в течение суток получали свои вагоны даже в период их дефицита, когда другим приходилось ждать своей очереди неделями. По информации антикоррупционной службы, за последние пять лет в КТЖ и подведомственных учреждениях зарегистрировано 136 уголовных дел, осуждено 52 человека. Из них 70 процентов - факты получения взятки, 13 процентов - хищения.