0:00 / 0:00
Отечественный нефтяной рынок по большей своей части принадлежит иностранцам. доля «КазМунайГаза» в нефтедобыче – всего 26%. Остальные запасы сырья качают иностранные компании. Как оказалось, казахстанские и американские компании разделили первую позицию – за ними по 29,5% нефтедобычи. Следом идет Китай. Совсем немного отстали европейские предприятия. Ак жол требовало раскрыть контракты с иностранными инвесторами по крупнейшим нефтегазовым месторождениям Казахстана - Карачаганак, Тенгиз и Кашаган. На сайте Орда.кз, со ссылкой на международную консалтинговую компанию Wood Mackenzie была опубликована информация, что от эксплуатации крупнейшего нефтегазового месторождения Кашаган, Казахстан получает лишь 2% прибыли. Всё остальное (а это 98%) забирают иностранцы. Во многих странах мира налоговая нагрузка доходит до 75%, в Казахстане обязательные отчисления не могут похвастать такими цифрами.
Всему виной – старые договоры на невыгодных для государства условиях. По официальным данным, в стране на сегодня действуют 11 договоров СРП. Практика уже заключенных соглашений о разделе продукции показывает, что даже при высоких ценах на сырье Казахстан не получает в полной мере отдачи по таким проектам. Национализировать нефтяную сферу, конечно, можно. Но сделать это беспрепятственно и безболезненно не получится. В таком случае мы больше не привлечем в страну ни одного зарубежного доллара инвестиций. К тому же забрать проекты у стран, сильнее нас в экономическом, военном и политическом отношении – лишь врагов себе нажить, считают эксперты. и еще механизм СРП «стимулирует» увеличение затрат при реализации проекта. В связи с этим, нефтяные предприятия привлекают своих партнеров из числа сервис-компаний или аффилированные организации для оказания услуг. По сути, инвестиции консорциума переходят из одного их кармана в другой.
Надо заметить, что три компании ТШО, Карачаганак Петролеум Оперейтинг и Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В. не поставляют нефть на внутренний рынок, когда другие производители обязаны поставлять не менее 30% добытого сырья на нужды страны практически по себестоимости – в 2-3 раза ниже мировых цен. Следовательно, налоговая нагрузка у казахстанских компаний гораздо выше, чем у ТШО, КПО и НКОК. Расклад, конечно, невыгодный для нас, но исправить ситуацию уже нельзя. В свое время Казахстан подписал соглашение о разделе продукции. Увеличить свою долю в иностранных компаниях, конечно, можно, но для КМГ – это запредельная мечта. Тот же самый ТШО стоит десятки миллиардов долларов. У нашей стороны нет таких денег, чтобы выкупить хоть малую часть компании.
Соседняя россия чтобы изменить условия срп стала предьявлять экологичесукие иски иностранным нефтяным компаниям. добавим, что Казахстан подал в суд иск на нефтяное предприятие NCOC, занимающееся разработкой нефтегазового месторождения Кашаган. Казахстан требует с компании North Caspian Operating Company, управляющей месторождением Кашаган, 5,1 млрд долларов (2,3 трлн тенге) в качестве штрафов за нарушение правил охраны окружающей среды. позже Казахстан подал иск к операторам Кашагана и Карачаганака на 16 миллиардов долларов. Суть иска: правительство РК заявляет, что партнеры по добывающим проектам не должны вычитать (из доходов) затраты в размере: 13 млрд долл. на нефтегазовое месторождение Кашаган, и 3,5 млрд долл. на нефтегазоконденсатное месторождение Карачаганак. Глава минэнерго заявил что возможно дело не дойдет до суда, если стороны придут к соглашению.